|
|
--- Крёстные Отцы
И все
же ядром клана была семья с крестным отцом во главе. Бедный и бесправный по
своей природе крестьянин не только не сопротивлялся диктату мафиозных семей,
но старался войти в наиболее перспективный клан. Дело в том, что порядок,
установленный мафией, во многом восполнял пробелы в государственном порядке и
подменял собой менее эффективные институты государственной власти и
социальной защиты. Крестьянин подчинялся мафии не столько из чувства страха,
сколько из соображений целесообразности. Ведь, вступая на своем жизненном
пути в какой-либо конфликт, крестьянин зачастую не был в состоянии обратиться
в суд и тем более нанять себе хорошего адвоката. Зато мафия решала его
проблему как бы бесплатно. Более того, она реально защищала его от беспредела
неорганизованных бандитов и могла, например, восстановить справедливость,
если соблазнитель отказывался жениться на дочери крестьянина.
В результате каждая деревня стала иметь собственный мафиозный клан, который
вершил местное правосудие. Причем его авторитету способствовал весьма
распространенный миф о существовании некой секретной, централизованной и
широко разветвленной организации с тысячелетней историей.
Это очень романтическая версия, и она до сих пор имеет сторонников, в
основном среди поклонников теории мировых заговоров. Однако трудно
предположить, что такая организация могла существовать в реальности столь
длительное время, да так, что о ней никто толком ничего не знал.
На самом деле в мафии протекали все те же процессы, что и в обществе в целом.
Мафиозные кланы объединялись. Слабых поглощали сильные. Возникали империи.
Однако, как и всякие империи, они стремились к распаду.
Мафия стала образом жизни и определенной философией. В Италии ее соединение с
демократическими институтами дало поразительные результаты. Контролируя
бедное население Сицилии, в 1861 году мафия смогла выдвинуть в парламент
своих кандидатов. Других депутатов она смогла купить или запугать. Так она
стала реальной политической силой. А мафиози стали претендовать на место в
высшем классе. Оказавшись наверху, они почувствовали интерес к квазилегальной
жизни, при всем при том, что продолжали опираться на низовые преступные
структуры. Итальянское общество превратилось в эдакий слоеный пирог, в
котором связи между слоями осуществлялись не официальными представителями, а
неформальными, то есть солдатами мафии. Оказалось, что это вполне
рациональное устройство государства.
В книге Нормана Льюиса, например, приводится такой штрих. В Палермо, где
"разгул" мафии был наиболее широк, домохозяйка могла забыть сумочку
на столике в баре и быть уверена, что на следующий день она найдет ее на
прежнем месте. Напротив, в Москве в наши дни, от сумочки не останется и следа
буквально через несколько минут.
Говорят, что мафия бессмертна. Что-то подсказывает нам, что она и будет
оставаться таковой - до тех пор, пока официальная бюрократия будет оставаться
малоэффективной, коррумпированной и эгоистичной.
|
Наш баннер
|
|
|